Всё о медицине!
Главная Новости Статьи
Справочник болезней Общие заболевания Болезни 21 века Болезни детей
О нас
 
 
Навигация по сайту :

» Анатомия человека
» Здоровое питание
» Болезни сосудов
» Узи-галерея
» Половое развитие
» Полезные таблицы
» Целлюлит!

Тесты :

» Проверь свой вес
» Поражен ли Интернетом
» На сообразительность

Контакты :

» Написать на email


Музыкальная терапия для всей семьи



      Музыкальная терапия для всей семьи
      В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы.
      
      Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.
      
      Музыка рождения
      
      Программа "Витоника" разрабатывалась в течение нескольких лет и была принята во многих странах. Программа делится по нескольким направлениям, в зависимости от возраста и состояния здоровья человека.
      
      Первая часть программы - "Сонатал" - разработчик доктор медицинских наук, профессор Лазарев - представляет собой методику музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного ребенка, а также снятия стрессов у беременной женщины с помощью музыки.
      
      Эта методика рассчитана на будущих мам, которые настроены на создание оптимальных условий для вынашивания здорового ребенка, кормления его грудью и максимально быстрого роста и развития. Кроме того, "Сонатал" помогает создать внутри семьи, между родителями и еще не родившимся ребенком максимальное взаимодействие.
      
      Музыка, влияя на ребенка и маму, рождает положительные эмоции, снимает противоречия, успокаивает и настраивает на любовь. Как правило, беременные женщины занимаются по данной методике в медицинских учреждениях, но прослушивание музыки, напевание песенок, разговоры с ребенком нужно проводить и дома. Желательно привлекать и отца к таким занятиям, чтобы ребенок привыкал к голосам родителей, слушал их, чувствовал себя любимым и нужным. Это не только положительно влияет на развитие ребенка, но и гармонизирует отношения в семье.
      
      Проанализировав действия метода "Сонатал", ученые пришли к выводу, что он дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а, следовательно, с дыхательными реакциями не рожденного ребенка. Установлено, что с помощью музыки можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода - двигательную, эмоциональную, дыхательную - и даже управлять их развитием. Такое влияние помогает корректировать изменения в формировании плода, направлять развитие в нужную сторону.
      
      И главное, что музыкальная стимуляция развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах. Занятия по методу "Сонатал" активизируют жизнедеятельность беременной женщины и способствуют формированию ее здоровья.
      Младенцы растут под Моцарта
      
      Искать музыкотерапевта беременной маме необходимо через женскую консультацию или курсы дородовой подготовки - там обязательно посоветуют специалиста, который занимается по современным методикам.
      
      Младенцы растут под Моцарта
      
      После рождения ребенка прекращать музыко-терапию, к которой он так привык, по крайней мере, нецелесообразно. Поэтому были разработаны другие программы для дальнейшей гармонизации малыша. Это "Эйдотоника" - музыка цвета, предназначенная для детей первого года жизни, влияющая на зрение и определение цветов. Затем "Лингвотоника" - музыка слова для детей второго года жизни, которая помогает развивать у ребенка чувство языка, способствует становлению речи. И, наконец, "Хореотоника" - музыка движения для детей третьего года жизни, влияющая на двигательную активность.
      
      Эти методы были включены в программу, чтобы с помощью музыки открыть ребенку мир, расширить его кругозор, его эмоциональную сферу деятельности. Дети с гармонизированной внутренней жизнью лучше приспосабливаются к взрослой жизни, лучше "вживаются" в семью, легче находят общий язык со сверстниками. С помощью этой музыки маме легче общаться с растущим ребенком, воспитывать, направлять его развитие.
      
      К следующим частям основной музыкальной программы "Витоника" относятся "Валеотоника" - музыкальные уроки здоровья - и "Музыко-терапия" - лечение заболеваний с помощью музыки. Эти направления предназначены для родителей. Они помогают мамам расслабиться, снять напряжение и стресс, избавиться от усталости и депрессии.
      
      В методах используются три фактора воздействия музыки на организм человека:
  • психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд);
  • физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма);
  • вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них).

      
      Влияя на клеточном уровне на организм человека, музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на слушателя. Поэтому подбирать музыку для лечения и релаксации должен профессионал.
      
      Долгое время существовало мнение, что, например, рок, тяжелый металл отрицательно влияют на нервную систему, особенно подростков, людей с неустойчивой психикой. Это верно. Но резко отвергать те или иные музыкальные направления тоже нецелесообразно. Как правило, музыка подбирается по личным качествам человека, по его предпочтениям и музыкальным пристрастиям.
      
      Лечение классикой
      
      Представители классической отечественной школы музыко-терапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.
      
      По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Поэтому если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются следующие мотивы:
      Лечение классикой
      Колыбельные:
  • "Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис),
  • "Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач),
  • "За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова),
  • "Колыбельная Светланы",
  • "Спи, дитя мое"

      Родителям совсем необязательно иметь слух и хороший голос, главное - петь песни с нежностью. Необходимо, чтобы ребенок слышал материнский голос, привыкал к нему. После рождения малыша следует продолжать слушать музыку после кормления и перед сном. Напевайте ребенку колыбельные - он будет намного спокойнее, радостнее и эмоциональнее. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются, потому что слышат давно знакомое и привычное. Включайте музыку, когда ваш малыш уже лег в кровать.
      
      Музыкальная мама
      
      Мамы тоже должны научиться слышать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.
      
      В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3-6 минут: Бах И.С. "Ария из сюиты № 3" или медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. "Аве-Мария" или 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. "Каватина Нормы"; Вивальди А. "Зима"; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии "Июнь" и "Октябрь" из цикла времена года.
      
      Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку, активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию.
      
      К активизирующим музыкальным произведениям относятся творения В. Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, "Рондо" из "Маленькой ночной серенады", отрывки из оперы "Волшебная флейта"; П. Чайковского - вальсы из балетов, "На тройке" из "Времен года", отрывок из финала 4-й симфонии, а также отрывок С. Прокофьева из 1-й части 1-й симфонии, М. Глинки "Романсы", А. Вивальди "Весна", Л. Боккерини "Менуэт", Ф. Шуберта "Форелленквартет".
      
      Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.

Смотрите также:

 
© 2006 QEN.ru Все права защищены!
При перепечатке, ссылка на автора статьи и QEN.RU обязательна.