Всё о медицине!
Главная Новости Статьи
Справочник болезней Общие заболевания Болезни 21 века Болезни детей
О нас
 
 
Навигация по сайту :

» Анатомия человека
» Здоровое питание
» Болезни сосудов
» Узи-галерея
» Половое развитие
» Полезные таблицы
» Целлюлит!

Тесты :

» Проверь свой вес
» Поражен ли Интернетом
» На сообразительность

Контакты :

» Написать на email


Психология критики



      Нет на свете такого человека, которому никогда бы не приходилось выслушивать критику в свой адрес. Реакция на это неприятное жизненное явление у всех разная и зависит от многих обстоятельств: самооценки, установки по отношению к миру, стрессоустойчивости, уровня профессионализма, воспитания, погоды и настроения в этот конкретный день и много чего еще... Мне хотелось бы подробней рассказать о видах критики и наиболее типичных способах реакции на нее.
      Психология критики
      Критика бывает трех видов: справедливая, несправедливая и общая.
      
      Начнем со справедливой: вам указывают на конкретные ошибки и промахи, которые действительно имели место. Обычная реакция в таких случаях - самооправдание или ответный наезд. Последствия подобных действий наверняка хорошо известны каждому, потому что наверняка вы так уже поступали раньше. Я хочу предложить альтернативный вариант: признайте факты и извинитесь. Например, ваш партнер по работе говорит:
      
      - Три дня я безрезультатно добиваюсь от вас конкретного ответа. Вы не представляете, как я возмущен!
      
      В ответ первым делом вы должны безоговорочно признать его правоту:
      
      - Я понимаю ваше возмущение и приношу извинения.
      
      И только после этих слов имеет смысл говорить хоть что-то в свое оправдание, причем лучше всего - правду. Например:
      
      - Вопрос оказался сложнее, чем я предполагал, и потребовал больше трех дней.
      
      Обычно человек после такого ответа перестает злиться и готов к дальнейшему конструктивному диалогу.
      
      Следующий тип критики - несправедливая. Она встречается чаще, и выслушивать ее гораздо обидней. Но зато она дает гораздо больший простор для творчества отвечающего, который, к сожалению, редко пользуется возникающими возможностями. Типичные реакции - агрессия, игнорирование, самоуничижение, физическое молчание - в этой ситуации не являются эффективными. Все в этом убеждались сотни раз, но, к сожалению, почему-то в момент ответа ничего другого в голову обычно не приходит. В качестве альтернативы можно предложить:
      
      1. Подведение итога с последующим переводом темы в конструктивную плоскость.
      
      - Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Марь Иванны страдает весь наш отдел!
      
      - Вы считаете, что из-за нее страдают все сотрудники. Что бы вы могли предложить, чтобы это исправить?
      
      2. Признание права на существование другой точки зрения (что не означает согласия с ней).
      
      - Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Марь Иванны страдает весь наш отдел!
      
      - Я вижу, что вас это очень волнует, и давайте разберемся. Да, меня это действительно не беспокоит, но можем узнать мнение других сотрудников.
      
      3. Перевод критических замечаний в позитивную плоскость.
      
      - Ничего лучшего я от вас и не ожидал!
      
      - Уточните, пожалуйста, ваши ожидания.
      
      И наконец, последний вид критики - общая. Типичная реакция - обида. Я предлагаю уточнить, чего именно хочет нападающий.
      
      - Ты всегда несправедливо относишься ко мне!
      
      - Какие конкретно случаи ты имеешь в виду?
      
      Надо помнить, что важна именно первая реакция, и что именно она определяет, куда пойдет беседа дальше - на возрастание конфликта или на его снижение. Также очень многое зависит от тона: если произносить даже правильный текст злобно или с издевкой, толку от этого не будет.
      
      Для снижения конфликта полезно держать в голове, что человек не хочет вас обидеть на самом деле, а просто что-то недопонял, и это легко уладить. Даже если на самом деле это не так, и собеседник хочет именно конфликта, лучше об этом не думать, потому что вам пользы это не принесет.
      
      Для того чтобы уметь в полевых условиях воспользоваться вышеприведенными советами, я рекомендую проделать небольшое упражнение. Вдвоем с каким-нибудь приятным вам человеком потренируйтесь в быстром поиске правильных ответов. Для этого по очереди говорите друг другу гадости, причем желательно делать это разнообразно, чтобы были задействованы все три вида критических замечаний, а ваш партнер должен определить, какой вид был использован и что можно на это сказать.
      
      Еще небольшая подсказка: обычно больше всего проблем возникает именно с тем типом наездов, который больше всего любили использовать наши родители в детстве. Именно в этот момент возникают самые сильные эмоции, и найти правильный ответ оказывается непросто. Так что советую этот тип критики отработать наиболее тщательно, во избежание привычных проколов.
      
      Вообще же говоря, делать это упражнение - легко и приятно. Попутно можно сказать своему визави все, что накипело, узнать много нового про себя, и при этом не поругаться. Желаю творческих успехов.
      

Смотрите также:

 
© 2006 QEN.ru Все права защищены!
При перепечатке, ссылка на автора статьи и QEN.RU обязательна.