Широко известно, что некоторые народы по религиозным причинам не употребляют в пищу свинину. Однако мало кто осознает, что это ограничение имеет выраженную медико-гигиеническую основу и связано с профилактикой трихинеллеза. И в наши дни в современной России нередки случаи заражения трихинеллезом и даже гибели больных после употребления в пищу свинины. Поэтому бесспорно профилактическую направленность имеют пищевые запреты иудеев с ХШ в. до н.э. и мусульман с VI в. н.э. (Пиголкин, Бокун. 1992). Так в Библии (1913), в пятой книге Моисеевой - Второзаконие, четко указано: - "...не ешьте из жующих жвачку ... верблюда, зайца и тушканчика: потому, что ... нечисты они для вас: не ешьте мяса их и к трупам их не прикасайтесь". Этот запрет четко направлен на предотвращение алиментарного и трансмиссивного заражения чумой. Другой библейский запрет: "не ешьте ... и свиньи, потому, что ... нечиста она для вас", - связан с профилактикой трихинеллеза, который высоко эндемичен для Средиземноморья и Ближнего Востока и в наши дни, как это было и в библейские времена. Позднее аналогичный запрет в отношении мяса свиньи многократно будет воспроизведен в Коране, написанном в VI в. н.э. В этой священной книге мусульман можно прочитать: "Запрещена Вам мертвечина и мясо свиньи" (Коран, 1963). Вероятно, также с трихинеллезом связан запрет, существовавший в Древней Греции, на принесение жертв божественным девам Парфенос и Мальпадии людьми, которые употребляли в пищу свинину или даже просто контактировала этими животными (Мифологический словарь, 1992).
Справедливость этих пищевых запретов сохраняется до настоящего времени в отношении мяса больных чумой сибирской язвой и трихинеллезом животных. Правда сегодня эффективная работа органов государственных ветеринарного и санитарных надзоров может и должна перекрыть возможность попадания в реализацию туш больных животных и тем самым предотвратить заражение трихинеллезом даже при условии сохранения свинины в пищевом рационе (Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации, 1997).
Обзор о древних знаниях объектов паразитологии будет неполным, если не остановиться на проблеме членистоногих, являющихся переносчиками многих болезней человека. Их тоже изучает наука медицинская паразитология.
Завшивленность древних людей была обычным явлением. Неудивительно, что этих эктопаразитов можно встретить в мифах многих народов. Например, в верованиях юленгоров - аборигенов Австралии, суша и рельеф земли были созданы сестрами Джункгова - богинями прародительницами, которые улетели после акта творения. При этом с улетавших богинь в океан падали вши и на месте их падения образовывались острова. Волосатое чудовище Ешан, охраняющее вход в царство мертвых, в мифах чеченцев и ингушей, представляется облепленным вшами. В качестве испытания О-Кунинуси - одному из древне-японских богов предстоит вычистить ядовитых насекомых (вшей?) из волос Сусаноо - другого японского божества. Предполагается, что это очень трудная задача (Мифы народов мира, 1980).
В древнем Шумере (XXIV в. до н.э.) жрец должен был появляться перед статуей бога только тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят, чтобы присутствие эктопаразитов не оскорбило богов. Почти за 5 веков до н.э. Геродот писал, что египтяне предпочитают "...быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы никакая вошь или иная нечистая тварь не могла прицепиться к ним во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная... Моются они два раза в день и два раза в ночь". Тоже бритыми наголо и безбородыми были правители, вельможи и священнослужители Древнего Египта, Вавилонии и Ассирии (Сорокина, 1992).
Вшивость не было исключительно уделом бедноты. Вши поражали все слои общества. После смерти царя Ирода, повествует Библия (1913), с него "текли вши как родник, который течет из земли". Плутарх описал, как спартанский царь Агесилая (V-IV в. до н.э.) убил вошь, укушенный ею во время богослужения, Людовик XI (XV в.), когда на официальной церемонии придворный снял с него вошь, воспринял это спокойно и только сказал, что его величество - всего лишь человек (Даниэл, 1990). Подобные примеры из мифологии и истории можно продолжать бесконечно. Более драматические примеры дает история сыпного тифа, единственным переносчиком которого являются вши. Хорошо знали сыпной тиф тюремные врачи, именовавшие его "тюремной болезнью" Из тюрем зараза часто проникала в суды и выплескивалась в города. Именно так возникла эпидемия в г. Оксфорде (Англия) в 1577 г. Во время судебного процесса заразились, а потом скончались два судьи, два полицейских пристава, шесть мировых судей и большинство состава присяжных. В последующие несколько недель погибли еще сотни членов Университета и других горожан, а общее число жертв составило 510. Этот случаи вошел в историю как "черный оксфордский суд присяжных " (Даниэл, 1990).
"Возбудитель чумы переносится блохами. Если бы эта истина была известна и ХII веке, история Европы и всею цивилизованного мира была бы совершенно иной", - написано в одном из учебников эпидемиологии. Это утверждение совершенно справедливо, если вспомнить описание чумных пандемий средневековья: - "Чума достигла наивысшей точки во время сева; землю пахали одни -поди. а зерно сеяли другие: и те, что сеяли не дожили до жатвы. Деревни опустели. Мертвые плыли но Нилу так густо, как клубни растений, покрывающих в определенное время поверхность -этой реки" (Даниэл, 1990).
Паразитирование блох на человеке с древнейших времен было таким же обычным явлением, как вшивость. Однако специфическая связь блохи и чумного микроба обернулась для человечества большими потрясениями.
Первое описание эпидемии чумы встречается в эпосе о Гильгамеше (XXVIII в. до н.э.) Особый интерес с эпидемиологической точки зрения представляет описание эпидемии чумы в Первой книге Царств в Библии. После поражения в бою с филистимлянами израильтяне для поднятия духа принесли в действующую армию Ковчег, содержащий заветы Бога Савоофа и являвшийся одной из главных святынь Израиля. Однако это не принесло перелома в военных действиях. Следующее сражение также было выиграно филистимлянами. Более того, им удалось даже захватить Ковчег в качестве военного трофея. При этом сообщается, что в тоже время среди израильтян, которые хранили Ковчег в г. Силоне до его захвата, возникли заболевания и смерти. Захваченный Ковчег филистимляне принесли в г. Азот, среди жителей которого после этого стали возникать тяжелые, часто смертельные заболевания, характеризующиеся появлением наростов (бубонов?) на теле. Затем Ковчег был последовательно перенесен в гг. Геф и Аскалон, где после появления Ковчега также возникали аналогичные эпидемии. После этих несчастий филистимляне решили вернуть Ковчег израильтянам и даже сопроводить его. по совету жрецов, дарами-жертвами, представлявшими собой золотые "изваяния наростов ваших и изваяниями мышей ваших, опустошающих землю" (Библия, 1913)
Наиболее вероятно, что в этом эпизоде описана реальная трансмиссивная (блошиная) эпидемия чумы, последовательно заносимая людьми, сопровождавшими Ковчег, из города в город по цепочке: Силон-Азот-Геф-Аскалон. Подобные эпидемии известны в истории. Однако, есть одна особенность, что при описании с этой эпидемии в какой-то связи упоминаются грызуны - "мыши". Что это гениальная догадка о связи чумы с грызунами, опередившая соответствующее научное открытие на 3000 лет?
Комары - наиболее многочисленная группа кровососов. Эти насекомые по верованиям североамериканских индейцев и некоторых сибирских племен произошли из искр костра, на котором сжигали тело злой ведьмы-людоедки Дзоноквы (амер.) или Калбесэм и Хоседэм (сибирск.). В тоже время связь комаров и болезней долго оставалась не известной людям. И даже в наши дни во многих районах Африки и Юго-Восточной Азии представители местных племен отказываются признавать связь малярии с укусами комаров. В прошлом же малярия считалась порождением плохих болотных испарений. Да, и сам термин малярия, в переводе с итальянского означает "плохой воздух".
В средние века "плохой воздух" или "воздух Рима" как нарицательный эквивалент нездорового места был известен во всем христианском мире. Эту репутацию гиблого места для людей - выходцев из здоровых мест Рим завоевал благодаря своему окружению болотами, в которых выплаживались миллионы малярийных комаров, грозя смертельной болезнью каждому непрошеному гостю. Особенно этот риск был велик для армий завоевателей, так как риск распространения малярии усиливался благодаря разрушениям и социальным бедствиям, сопровождающим любую войну. Справедливость такой связи многократно подтвердила история малярии и войн в XIX и XX вв. Однако, несмотря на то, что малярия было известна человечеству издавна, ее связь с комарами упорно ускользала от взора людей, что не делало эпидемии малярии менее трагическими. Наиболее известна опустошительная эпидемия малярии, которая в буквальном смысле уничтожила армию германского завоевателя Фредерика Барбароссы, пытавшегося в 1167 г. завоевать Рим. Вот как этот эпизод описывает поэт Годфри из Витербо - современник событий, как бы от лица завоевателя - германца:
- "Те, от кого Рим был не в состоянии защититься,
- Были просто развеяны [плохим] воздухом.
- Под его дуновением юные германцы пали:
- В то время, когда Рим уже сдался смиренный,
- закатилась наша слава.
- За короткое время, побежденные Римской болезнью,
- были повержены сила и мощь [нас] - властителей мира"
На этом эпизоде, заимствованном из книги J.A.Najera (1996) мы закончим наше путешествие за объектами паразитологии в удивительный мир мифов и легенд. Интерес к прошлому - близкому и далекому - закономерен. Человек нашего времени, вступив в век атомной энергии, электроники, освоения космоса, крупнейших политических и экономических сдвигов в жизни людей всего Земного Шара на пороге XXI в., на каждом шагу продолжает встречаться со словами, понятиями, представлениями, вещами, прочно вошедшими в современный быт и в то же время уводящими нас в далекое прошлое. В этом отношении надо согласиться с известным немецким археологом Э. Цереном (1966), что история полна смысла в одной, едва уловимой своей особенности. Она может возвращаться к уже пройденному ею этапу. "В этом, - писал австрийский поэт Р.Рильке, - смысл всего того, что когда-либо было в прошлом: того, что это прошлое не остается мертвым грузом, а возвращается к нам, чудесным образом глубоко в нас воплощаясь" (Рильке , 1913).