В жизни бывают моменты, когда нужно "сломать" программу вашего собеседника или противника. Кстати, задумайтесь, - всегда ли окружающие относятся к вам доброжелательно или ждут момента, когда вы оступитесь? А как отношения с начальством?
Оставляя за читателем право выбора в использовании некоторых рецептов, я оставляю за ним и ответственность за последствия их применения. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Это не всегда безопасно. Можно и по лицу получить...
Переходя к технике психозащиты и нападения, психосоциальным технологиям, определимся, чего же мы хотим? C честью и достоинством выйти из затруднительных ситуаций, избежать падения чувства собственной значимости, "сделать" противника, быть всегда уверенным в себе.
Все способы защиты и нападения можно разделить на осознаваемые (применяемые целенаправленно) и неосознаваемые (реализуемые самой психикой в ответ на стимул).
1. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО И ОСОЗНАННО
Амортизация
Берет свое начало из транзактного анализа, подробное изложение которого можно найти в книге Эрика Берна "Игры, в которые играют люди". Нападающий рассматривается как Родитель (человек, который знает, что надо делать, поучающий, наказывающий и т.п.), а защищающийся как Ребенок. Ребенок не спорит и не доказывает правоту, а мягко и несколько виновато соглашается:
- "Да, я плохой. Да, я опоздал на 3 часа. Может действительно у меня с головой не в порядке?" и т.д.
Применение амортизации обосновано в конфликтах с людьми, от которых вы несколько зависите и/или с которыми хотите сохранить хорошие отношения. В разговоре каждый собеседник "посылает" и в свою очередь "получает" импульс. Это упрощенное понятие транзакции. Во время этого процесса он посылает и получает эти импульсы с одной из трех позиций - Родителя, Взрослого или Ребенка. Например, когда вы сердитесь на кого-то и грозитесь наказать, то выступаете в роли Родителя. Когда дурачитесь с любимым человеком - вы Ребенок. Когда являетесь "холодным" компьютером и обсуждаете возможные выгоды от нового направления вашего бизнеса с коллегами, вы - Взрослый. "Переключения" происходят постоянно.
Структура личности по Эрику Берну:
Транзакция (общение) выглядит так:
Особенность транзакции еще и в том, что она направлена к определенной части личности - Родителю, Взрослому, Ребенку. Секрет бесконфликтного общения - уловить, к какой части личности направлена транзакция и ответить "параллельной", как на рисунке. Если же транзакции пересекаются, то возникает конфликт.
Например: от Родителя к Ребенку: "Иванов! Ты не хочешь выпить за мое здоровье! А ну, наливай!" К конфликту (пересечению) приведет ответная транзакция, направленная от Взрослого к Взрослому: "Не могу, я за рулем" и т.п.
Транзактный анализ по Эрику Берну весьма популярен в среде психотерапевтов.
Гротескное усиление
В ответ на обидные слова агрессора вы усиливаете их "обидность":
- Ты нехороший, бессердечный человек
- Да я вообще мерзкий, отвратительный тип, люди от меня на улице шарахаются
Применение гротескного усиления обосновано в конфликтах с людьми, от которых Вы не зависите и/или на отношения с которыми вам наплевать.
Защита в третьем лице
В ответ на слова агрессора Вы обращаетесь к одушевленному или неодушевленному помощнику:
- Мой дорогой друг, Вы посмотрите только, как несчастен это вопящий, всклокоченный человек. У него от крика так смешно слюни изо рта вылетают!
Применение защиты в третьем лице может осуществляться в широком диапазоне в зависимости от выбираемой вами степени оценочности. Минимальная (практически не обидная, то же самое, что обратная связь) - это только объективная информация о собеседнике (громкий или нет голос, интонации речи и т.п.), максимальная (побуждает проявлять свои эмоции двигательно) - это ярлык. Этот способ считается самым эффективным для пробивания чьей-либо защиты.
Военный вариант ("под дурака")
В ответ на "наезд" вы отвечаете словами из "другой оперы". Например, если Вам говорят:
- Я тебя предупреждал, что если еще раз тут увижу спящим на ночном дежурстве, то выгоню с работы, и вот вы попались, голубчик!
Попробуйте ответить:
- Сколько раз напоминаю слесарю - зайди в подвал, почини трубу с холодной водой, так нет же, он горячую закрывает...!
И перехватив инициативу, эмоционально продолжайте гнуть свою линию. Уже через несколько фраз агрессор будет обескуражен настолько, что бессильно махнет на вас рукой - что с дураком связываться.
Перенос центра проблемы (на нападающего)
На "наезд" вы отвечаете: "Я смотрю на тебя, как ты это говоришь, как слова подбираешь и убеждаюсь, что у тебя с этим точно проблема, серьезные сложности: ты поработай над этим."
Агрессор сразу начинает рефлексировать (фокусировать внимание на событиях внутреннего мира) и загружаться. Применение переноса центра проблемы может использоваться в конфликтах с разными людьми с последующим вашим исчезновением (пока он там задумался).
Трансформирование или переформирование (визуализация негативного образа нападающего)
Представив агрессора:
- в "клоунском наряде";
- голым;
- уменьшенным в размерах;
- в гробу.
Вы можете заметить, что его обидные слова не такие уж и обидные, и вообще он вдруг вызывает жалость, сочувствие, желание помочь ему в его несчастье, либо вы неожиданно для себя и для него начинаете улыбаться. По крайней мере, дохлый голый карлик, наряженный в клоунский колпак и лежащий в гробу не сможет так сильно подействовать на вас, как большой и грозный начальник. Применение трансформирования обосновано в случаях, когда Вам остается только молчать.
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПСИХИКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ("НОРМА")
Перцептивная деформация
Акт восприятия делится на два этапа - бессознательный (перцепция) и осознаваемый (узнавание образа). Базовые подпрограммы психики (подсознание) могут предполагать уровень эмоциональной реакции на втором этапе и если возможна боль, разочарование, фрустрация, то второй этап "деформируется".
Наиболее хорошо это описывает поговорка "любовь слепа", применяемая в случае, когда объективно "нехорошие" действия "предмета обожания" не замечаются влюбленным человеком.
Вытеснение
По прошествии некоторого времени события, вызывающие боль, страх, другие сильные эмоции, "забываются". Такое явление называется вытеснением.
Хороший пример - это две лучшие подруги, прежде поругавшиеся. При последующей встрече они обе "забывают" о размолвке.
Рационализация
Снижение значимости объекта, в отношении которого не удалось удовлетворить потребность ("сам дурак").
Восприятие себя слабым
"Кто я такой, чтобы решиться сделать ЭТО?"
Вымещение
Реализация своих эмоционально-двигательных тенденций на объектах, которые их не вызывали (срывание злости на членах семьи).
Уход в воображаемый мир
Кто из нас не мечтает?
Проекция
Перенос не осознаваемых в себе отрицательных мотивов на других и соответствующая интерпретация поведения других ("ВСЕ воруют; ВСЕ пьют")
Примечание: не путать с вполне объективной способностью человека прогнозировать или выявлять закономерности поведения окружающих. Проекция отличается тотальностью.
Сублимация (самоактуализация, творчество)
Недозволенное или нереализуемое желание трансформируется в социально одобряемый поступок (влюбленные, пишущие стихи "недоступному" объекту притязаний).
Фиксация
Уходит корнями в наше "зверское" прошлое. Автоматическое повторение случайных действий или поступков, предшествовавших эмоционально положительному событию (ритуал перед экзаменом).
Дистанцирование (общение в рамках формального поведения)
Человек, причинивший неудобства, отдаляется и общение сводится к формальному ("здравствуйте" и "до свидания").
Изменение отношения
В ответ на действия человека ваши представления о нем и отношение к нему меняется. Адекватная реализация этого способа считается признаком здоровой личности.
3. СПОСОБЫ НАПАДЕНИЯ
Комментирование (вслух себе или помощнику)
Похож на "атаку в третьем лице" (см. выше). Произносятся реплики (как-бы для себя, но окружающие их тоже слышат), касательно мотивов собеседника, его личности и т.п.
"Трехходовка"
Нападение в три этапа:
- безоценочное описание происходящего ("Я сегодня работал 8 часов, пришел домой, уже вечер, на кухне немытые тарелки, стол не вытерт...");
- описание возникших эмоций ("...это вызывает во мне обиду, я чувствую себя дискомфортно...");
- желаемое ("...я хочу, чтобы ты убрал мусор или сделал то-то и то-то.").
Сравнение в свою пользу
Значимые для собеседника переживания вами обесцениваются. Например, далекий знакомый долго рассказывает, как его любимая теща долго и тяжело болеет, а он героически ищет ей лекарства по всему городу ("ну, все болели и ничего, живем")