1. Не трогайте лишний раз нервного коллегу. Вам же будет хуже. Только новичок может по неопытности сделать замечание сослуживцу, который давно уже заслужил твердую репутацию истерика. Истериков лучше по возможности обходить стороной. Предоставьте высокооплачиваемому начальству прерогативу выяснять с ним отношения.
2. Определите, к какой категории относится истерик. Это несложно, потому что их всего две. 1) Истерик-трудоголик. Причина его взрывов в том, что вы раньше него уходите с работы, не бываете в офисе в выходные, ежегодно уезжаете в отпуск, у вас все в порядке с личной жизнью и вы купили себе новый модный костюм. 2) Истерик-лентяй. Он остро недоволен тем, что от него требуется вовремя приходить в офис, проводить в курилке не больше половины рабочего времени, хотя бы иногда выполнять порученные задания в срок и ограничивать неформальное общение с особами женского пола в рабочие часы.
3. Изучите больные места. У каждого человека есть мозоли, на которые лучше не наступать. Выясните, на нажатие каких кнопок особенно болезненно реагирует ваш коллега. Может, он завидует благам, которыми шеф осыпает своих фаворитов, или "сдвинут" на женском коварстве. Если у вас чешется язык, вспомните про жевательную резинку. Рядом с истериками лучше жевать, чем говорить.
4. Ссылайтесь на начальника. Истерики - люди сообразительные. Они знают, перед кем могут позволить себе забиться в конвульсии, а перед кем - нет. Чтобы обезопасить себя, обращайтесь к таким людям, ссылаясь на шефа: "Иван Иванович сказал, что эту часть отчета необходимо закончить к завтрашнему дню".
5. Никогда не обижайтесь. Если истерик разрядился сегодня именно на вас, не надо в слезах убегать в туалетную комнату и ходить до конца дня с надутыми губами. Относитесь к своему неуравновешенному коллеге как к человеку с проблемами. Истерики не добиваются карьерных высот, их не отправляют в ответственные командировки, не дают слова на серьезных совещаниях. Их жалеть надо, а не обижаться на них.
6. Ищите третий глаз. На протяжении всего времени, пока ваш коллега бьется в истерике, делайте вид, что внимательно слушаете его. Смотрите в точку, которая находится между бровями, - она называется "третий глаз" - вашему визави будет казаться, что вы смотрите ему прямо в глаза. Сосредоточьтесь на выбранной точке, пристально разглядывайте неровности кожи, лишние волоски, прыщик - одним словом, создайте видимость внимания и сконцентрируйтесь на этой точке. Тогда все слова истерика пройдут мимо вас.
7. Не вступайте в прения. Пытаться что-то доказать истерику - гиблое дело. После того как ваш сослуживец обрушил на вас словесный поток, лучше всего спокойно выйти в другую комнату. Все попытки объяснить, что ваш коллега не прав, приведут к очередному взрыву. Объяснитесь с ним, но через некоторое время. Скажите - опять-таки очень спокойно - что такой стиль общения для вас неприемлем.
8. Ждите похолодания. Истерики - люди отходчивые. Получив эмоциональную разрядку, они, как правило, через некоторое время приходят в себя и успокаиваются. Вот тут-то самый подходящий момент для контакта с ними.
9. Общайтесь с истериком в письменной форме. Если избежать контактов с истериком невозможно, постарайтесь общаться с ним посредством писем, деловых бумаг, приказов. Все свои деловые просьбы и пожелания излагайте в четкой форме на бумаге.
10. Провоцируйте истерика. Подставлять коллег, конечно, нехорошо, но если истеричный сотрудник мешает вам работать, воспользуйтесь следующим советом: спровоцируйте истерику в присутствии большого начальства. Пусть руководитель, который, возможно, не знает о всех качествах своего подчиненного, лишний раз задумается, стоит ли мучить коллектив таким сослуживцем.
11. Не пытайтесь исправить чужие пороки - займитесь исправлением собственных. Наверное, в детстве вы мечтали стать укротителем тигров, если сейчас полны решимости приступить к укрощению коллеги. Не тратьте силы и время зря: истериков исправить сложно (по крайней мере, это не делается в один день и тем более в офисе). А вот вы рискуете подорвать собственную нервную систему и, того и гляди, сами превратитесь в истерика. Используйте тяжелого человека для собственного совершенствования - например закаляйте характер.
12. Попытайтесь разглядеть в нервном человеке положительные черты, понять, за что все-таки его терпит начальство. Возможно, он окажется отличным профессионалом или семьянином, и вы по-человечески станете более терпимы к его тяжелому характеру. Вспомните, вы сами никогда не устраивали истерик?
13. Говорите комплименты. Всякое обращение к коллеге начинайте с комплимента. Говорите, что только он один так профессионально разбирается в вопросе и именно его доклад на прошлой конференции вызвал фурор, а на вчерашнем совещании шеф в очередной раз отметил его отличную работу. После такой прелюдии ваш коллега будет в добром расположении духа и не захочет портить себе настроение скандалом.