Не будем говорить о том, что медицина у нас нищенствует. Спросим лучше, где самое больное место в финансирование здравоохранения?
На этот вопрос отвечает заместитель председателя комитета по здравоохранению, начальник планово-экономического отдела Марина Грачева.
- Самое тяжелое - не хватка средств на, так называемые, дорогостоящие виды лечения, к ним относятся высокотехнологичные виды медицинской помощи. Это, в частности, гемодиализ, необходимый человеку при определенных заболеваниях почек, когда он не может прожить без искусственной почки. Ее стоимость более 16 тысяч долларов, но самое главное, что очень дорого стоит каждый сеанс гемодиализа - около 38 долларов США, а таких сеансов в год 66 тысяч (то есть в год на это нужно затратить около 2,5 млн. долл.). К этой же статье затрат относятся операции на сердце, стоимость которых более 40 тыс. рублей, лечение лейкоза, реанимация новорожденных и т.д. Не одна система обязательного медицинского страхования (ОМС) не потянет таких затрат, да и бюджет города справляется с ними отчасти.
- Сколько же людей, например, ожидающих операцию на сердце, могут рассчитывать на спасение в этом году?
- В прошлом году бюджет профинансировал 370 операций. В этом году планируется оплатить 200 детских и 200 взрослых операций.
- Известно, что очередь по операциям на сердце у взрослых на многие годы - люди умирают, не дождавшись операции.
- Что говорить? Средств катастрофически не хватает: комитет по здравоохранению просил на оплату дорогостоящих видов лечения больше 1 млрд. рублей, а получил 224 млн. рублей.
- Сколько в целом будет потрачено на лечение петербуржцев в этом году?
- Финансирование петербургской медицины идет, во-первых, из территориального фонда ОМС. Бюджет фонда с 2002 года принимается депутатами городского Загса также как бюджет города. В этом году доходы фонда (5,2 млрд. руб.) складываются из части средств единого социального налога и налога на вмененный доход, которые платят работодатели (почти 4 млрд. рублей) и из средств, которые городской бюджет перечисляет за неработающее население (более 1млрд. рублей).
Поликлиники получают деньги из фонда ОМС через страховые компании по подушевому нормативу. В марте этого года он составлял 30руб.16 коп. на одного жителя Петербурга. Больницы - выставляют счета страховым компаниям за пролеченных больных. В марте на лечение одного петербуржца в стационаре в среднем приходился 41 руб.31 коп.
Второй источник средств финансирования городского здравоохранения - бюджет Петербурга, который не только перечисляет средства в фонд ОМС за неработающее население, но и финансирует напрямую медицинские учреждения и целевые программы по здравоохранению. На это казна города в этом году выделила почти 4, 5 млрд. рублей.
Кроме того, учреждения здравоохранения расходуют средства, которые получают от оказания платных услуг - это составляет примерно 7-8% их доходов. Кстати говоря, все средства с 2002 года учитываются бюджетом города и проходят через казначейские счета.
Справка. Медицинские учреждения города финансируются по разным схемам. В городе более 30 медицинских учреждений, которые финансируются напрямую из федерального бюджета, в том числе стационары, в которых около 12 тысяч коек.
Городские психиатрические больницы, тубдиспансеры, наркологические службы, скорая помощь и детские санатории получают деньги напрямую из городского бюджета.
Часть больниц финансируется страховыми компаниями из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), а районные поликлиники, диспансеры и т. д. получают деньги, как из городского бюджета, так и от страховых компаний из средств фонд.
- Власть предержащие предполагают, что казенные деньги будут расходоваться лучше, если народ будет больше информирован о затратах казны. В связи с этим, программа реформирования бюджетной системы предполагает обнародование финансовой отчетности бюджетных организаций, в том числе, поликлиник, больниц и прочих бюджетных организаций здравоохранения. Недавно и губернатор Петербурга подписал распоряжение (№85-ра), которое определяет типовые формы публичной отчетности бюджетных организаций. Такая отчетность должна будет обнародоваться два раза в год: годовая - не позднее 1 апреля, полугодовая - не позднее 1 сентября. Как будут исполнять это распоряжения учреждения здравоохранения?
- В нашем комитете готовится приказ, в соответствие с этим распоряжением. Работаем вместе с учреждением, которое называется Медицинский информационно-аналитический центр, которое до сих занималось сбором и подготовкой к печати статистической информации по здравоохранению, а теперь кроме этого, будет заниматься еще подготовкой и размещением финансовой отчетности бюджетных организаций здравоохранения.
- А в самих поликлиниках и больницах пациент, больной не сможет ознакомиться с такой информацией?
- А кому собственно нужна подробная информация о финансовых отчетах? Что она даст пациенту? Я понимаю информация о том, какие лекарства и какое лечение можно получить бесплатно, а какие - за деньги. А бухгалтерский отчет интересен только специалисту, и публиковать его надо в специализированных изданиях.
- Тем не менее, распоряжение губернатора предполагает наличие информации в виде упрощенного отчета о расходовании средств для всех и каждого буквально при входе в поликлинику или больницу.
- Мы сейчас продумываем, в какой форме это сделать, чтобы было понятно не только профессиональному бухгалтеру, а всем. Определенный объем информации, конечно, будет доведен до населения.