Такая ситуация заставляет автомобильные компании уделять все большее внимание разработке более надежных систем безопасности автомашин. Если раньше стоимость "авто" определялась преимущественно дизайном и техническими характеристиками, то сейчас цена напрямую зависит от того, в какой степени водитель и пассажиры являются защищенными при столкновении.
Для изучения характера повреждений тела, возникающих при аварии, и оценки качества системы безопасности автотранспорта концерны проводят краш-тесты, в ходе которых искусственно воссоздается картина столкновения. При этом машину буквально "пропитывают" многочисленными датчиками, компьютерами, камерами, а роль водителя и пассажира играют манекены, выполненные из высокотехнологичных материалов, что позволяет придать им качества и свойства характерные для тела человека.
Однако сделать достаточно правдоподобно ломающиеся копии конечностей довольно трудно, а те, что уже созданы, не могут в полной мере отразить характер травм. Недавно специалистами был признан тот факт, что в своих тестах они наряду с "куклами" используют части человеческого тела тех людей, кто завещал свое тело для подобного рода экспериментов и при условии согласия их родственников. Чаще всего при имитации автомобильных столкновений используют не целые тела, а конечности, преимущественно нижние, так как именно они страдают больше всего. В настоящий момент целые трупы не используются, но специалисты не отрицают, что в свое время подобная практика немало поспособствовала совершенствованию конструкции автомобиля. Некоторым использование трупов в таких исследованиях может показаться варварством, но ученые, считают, что только так можно спасти больше жизней. Это как морг, "где мертвое служит живому" (девиз на стене кафедры анатомии в мединституте).
Надо заметить, что такая забота о безопасности людей, пользующихся автомобилями, проявляется далеко не везде. Так в киноиндустрии не очень-то беспокоятся о том, чтобы воспитать у подрастающего поколения должное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Американские ученые провели исследование, в ходе которого они просмотрели 50 фильмов и обнаружили, что герои постоянно нарушают элементарные правила безопасного поведения на дорогах: напрочь забывают о ремнях безопасности, на велосипедах и мотоциклах ездят без шлема, и улицы переходят почти исключительно в неположенном месте и, как назло, на красный свет светофора. Только в 6% герои кинокартин получают "по заслугам": попадают в аварии и получают серьезные травмы. Даже если это и случается, он никогда не задерживается в больницах, а раны заживают с магической быстротой.
Конечно, когда смотришь захватывающий боевик или увлекательную комедию, не задумываешься об этом, герою можно проехать на красный свет, создав за собой пробку из эффектно сталкивающихся дорогих автомобилей, или случайно сбить старушку оказавшуюся в ненужное время в ненужном месте, в конце концов, для Голливуда старушки - в изобилии имеющийся материал, чем, по-вашему, зарабатывают вышедшие на пенсию кинозвезды?
Одна из последних научных работ была посвящена тому, как ремни безопасности реально влияют на безопасность участников движения: так вот оказалось, что хотя они и понизили число жертв среди водителей, эти самые водители совсем потеряли страх. Ремень безопасности дарит уверенность в собственной неуязвимости и в каждом автомобилисте находит себе местечко лихач. В результате увеличивается число жертв среди пешеходов: их ремни безопасности не защищают. Кстати такая же ситуация складывается и с презервативами: защищенный кондомом человек стремится усилить риск и ощущение опасности, вступая в большее число связей, экспериментируя ... ну вы понимаете, что имеется в виду. Но мы отвлеклись.
Положительному герою, спасающему мир, "невинные" шалости легко прощаются, а дети в подражание героям сдирают коленки, повторяя трюки своих кумиров на велосипедах. Коленки - это в лучшем случае. А то и травму посерьезнее получить недолго.
Говоря о влиянии современного понимания жизни, внушаемого телевидением, нужно отметить одно: родители могут защитить свое чадо и "отфильтровать" информацию, приходящую с голубого экрана своими критическими замечаниями, об этом не надо забывать.