Отслужив срочную службу в бывшей столице Северного флота г. Полярный, что на Кольском, и не раз побывав на Черноморском флоте, я никогда не забуду музеев-мемориалов, выполненных в "Щуках" - подводных лодках в Североморске и Севастополе, экипажи которых покрыли себя неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны. Третий такой музей находится совсем на другом краю света, рядом со штабом Тихоокеанского флота во Владивостоке. Давнишняя мечта бывшего морского офицера побывать во всех трех музеях, наконец-то приобрела реальные контуры осуществления: служебная командировка во Владивосток давала такую возможность. Кто бывал хоть разок даже в лодке-музее, тот уже может представить себе все трудности и лишения дальнего похода и психологические перегрузки экипажа, ну а о реальном выходе в море на боевой субмарине, с различными видами погружения не стыдно рассказать и внукам.
И вот наш дальневосточный форпост предстал перед глазами. Берега Амурского и Уссурийского заливов с большим числом мертвых кораблей заставили сжаться сердце от боли увиденного. Мурашки бегут по коже, когда смотришь на "завоевания" последнего десятилетия или узнаешь о 40 разрушенных храмах города во времена советской власти. Но природа и красота расположения города-порта заставили отдать дань уважения первому генерал-губернатору Приморья графу Муравьеву-Амурскому. Зачитываясь в детстве книгами Арсентьева и Михаила Задорнова об исследовании и освоении Дальнего Востока и Приморья, все увиденное своими глазами не может не вызывать восторга. Но сколько же изменилось за каких-то 140 лет, с того момента, как начала строится столица Приморского Края г. Владивосток. Хоть времена Дерсу Узала остались в прошлом, а индустриальный город насчитывает около 800 тыс. жителей, но даже в прошедшие зимы к городу подходили уссурийские тигры в поисках легкой добычи. Девственность и богатство влекут сюда многих. Среди них и огромное количество китайцев, наводнивших рынки города, и понявших всю прелесть стратегического и географического положения края. Полушутя полусерьезно они считают эти места своими уже 200 лет, отмечая на картах китайские названия наших островов и бухт. Поневоле вспомнишь, что каждый 3-й житель планеты китаец... Но главное восхищаешься мудростью государственных мужей царской России, понявших громадную значимость этих территорий для последующих поколений и нашедших в себе силы и желания в освоении очень далекого пространства.
Приближаясь к Гвардейской Краснознаменной подводной лодке "С-56", я вспомнил мемориальные доски в г. Полярном, где отслужил почти 2 года офицером в подплаве. Радуюсь как ребенок, что память и о ней, также как и о "счастливой щуке" еще жива у моряков Заполярья. И вот первая встреча с субмариной. Желая продлить удовольствие от радости знакомства и общения с ней, решаю первый день только посмотреть на нее снаружи, предвкушая удовольствие от последующего знакомства. Кто не любил - тому не понять, кто не ходил (в море), тот не поверит, насколько волнительна встреча с легендарным кораблем, сохранившем еще в себе, как мне кажется, особый дух подводного братства и самоотверженности. Для непосвященного это всего лишь груда металла, похожего внутри скорее на бойлерную с множеством кранов, манометров, переключателей. Для желающих понять это маленькое и тесное пространство подводного мира, представьте его себе живущим по собственным законам, наперекор его величеству Океану. Это совсем особый мир уважения, где капитан с матросом на "ты", где общий стол, где один может погубить весь корабль. И потому-то сплоченность и устойчивость экипажа - первостепенная задача командира. Это ни с чем не сравнимое уважение коллег после похода и архисложное состояние психики в маленьком пространстве, где используется каждый сантиметр полезной площади, где всегда не хватает простора... Это то, что скорее можно только почувствовать, чем понять и объяснить, но от этого чувства деревенеет спина и бежит холодная струйка пота между лопатками. Недаром даже морской спецназ (о котором рассказ в следующей статье) считает погружение в воду психологически значительно более сложное дело, чем прыжок с парашютом. Говорят, что скрип шпангоутов и переборок подлодки при погружении на предельные глубины приводит к такому выделению адреналина у новичков, который сопоставим со стрессом во время автомобильной аварии.
Входим в лодку-музей. Радушный старший мичман, увидев группу из 10 человек не только раздал билеты (всего-то 10 руб.), но и начал одухотворенно рассказывать то, чего нельзя узнать из материалов стендов. 1-й - 3-й отсеки оставлены в первоначальном виде, 4-й - 7-й переоборудованы в экспозиционные залы. Никто не запрещает фотографировать, тем более не требует за это денег ! Узнаем, что эта подводная лодка (ПЛ) "С-56" серии IX бис типа "С" (средние) была заложена 24 ноября 1936 г. на Балтийском заводе, а затем секциями по железной дороге была перевезена во Владивосток. 25 декабря 1939 г. была спущена на воду, а 20 октября 1941 г. вошла в состав Тихоокеанского флота. Но при внимательном рассмотрении корпуса и, увидев на приборах и панелях немецкие названия, я попросил у мичмана-экскурсовода разъяснений. После неловкой паузы, понимая что перед ним такой же мариман, он признал ее немецкое происхождение, но не раскрыл истории создания.
Специалистам известно, что у немцев в период войны были одни из самых надежных лодок класса "С", поэтому после этого известия у меня появился еще больший интерес к ее послужному списку. Он оказался фантастическим: 10 потопленных и 4 подбитых вражеских транспорта. Представьте себе летчика-аса, сбившего в 2-3 раза больше самолетов противника, чем Кожедуб или Покрышкин и о котором за 55 лет после победы никто ничего не написал. Возможно, это одна из больших загадок той войны и нашего флота и очень интересно к ней прикоснуться. Даже великий подводник Маринеско потопил только 4 транспорта, правда огромного тоннажа. О нем написана не одна книга, а на флотах до сих пор ходят легенды. Но почему тогда эта подлодка, с ее многочисленными победами осталась в тени 4-х побед Маринеско, которому очень долго не давали звезду Героя? Почему командир "С-56" старший лейтенант Григорий Щедрин (в последствии вице-адмирал), мужественно сражаясь в Заполярье, получивший капитана 2-ого ранга и звание Героя Советского Союза 5 ноября 1944 г. даже после своего пятого похода, вошедшего в историю, не стал героем многочисленных литературных мемуаров и произведений? Почему блестящий военный талант и храбрость подводников не стали легендой во время войны? Много и других вопросов. Нет, не по вопросу подвигов этой субмарины. В те времена за заслуги перед Родиной 400 наград членам экипажа просто так не вручали. Уверен, было за что. Но почему даже потом такая тишина о гвардейском, героическом экипаже. Возможно, что существовала строжайшая военная тайна, о которой не принято говорить впоследствии из-за возможности использования ее и в дальнейшем. Можно предположить, что немцы поначалу ее принимали за свою, но об этом разве расскажешь в советском музее? Достоверно известно, что германское командование объявляло 18 раз о гибели этой ПЛ. Противник сбросил на нее более 3000 глубинных бомб. Такие показатели явно неспроста. За что ее так выделяли и боялись? Аналогов такой ненависти противника неизвестно...
Идем дальше. Интерес все больше. Но все по порядку. В конце 1942 г. для усиления Северного флота она была переправлена из Владивостока в Полярный в составе отряда из 6 ПЛ. Узнаешь уже от коллеги мичмана, что одна из них была потоплена японской ПЛ уже в Атлантическом океане. За 5 месяцев перехода из Тихого океана через Атлантику в Северный Ледовитый океан были произведены заходы в Датч-Харбор и Сан-Франциско (США), Коко-Соло (Панама), Гуантанамо (Куба), Галифакс (Каада), Рейкьявик (Исландия), Розайт, Скапа-Флоу, Лервик (Великобритания). Только добравшись до тогдашней столицы Северного флота г. Полярный, "С-56" только с марта 1943 г. начинает регулярные боевые походы. Из экспозиции музея непонятно, какова была основная задача ПЛ. Однако, располагая данными о 8 походах и 12 торпедных атаках, в результате которых потоплено 10 и повреждено 4 боевых корабля и транспорта противника, начитаешь понимать основное предназначение субмарины. Это автономное плавание, свободный поиск и уничтожение плавсредств противника, а не сопровождение многочисленных конвоев, идущих по Северному пути в г. Мурманск.
Особенно интересен 5-ый поход ПЛ, переломный, на мой взгляд, в судьбе лодки и экипажа. Потопив вражеское судно, лодка попала под бомбежку 7 неприятельских кораблей. 26,5 часов они преследовали и бомбили ПЛ, сбросив около 360 глубинных бомб. "С-56" сумела укрыться от нападения, но исчерпала почти весь запас воздуха на борту. Тогда боцман и один матрос, единственные члены экипажа, сохранившие к тому моменту рассудок, продули кингстоны и подняли лодку на поверхность. Ребята родились счастливчиками, потому что всплытие прошло ночью, а немцы отошли в другой квадрат. Экипаж постепенно очухался от избытка углекислого газа, а боцман оставался в коме, неосторожно "хлебнув" свежего воздуха. Какова же должна быть самоотверженность людей, стоявших только что на краю гибели, когда командир ПЛ Григорий Щедрин принимает решение догнать и атаковать только что бомбивший их целый ордер кораблей! Видимо понимая, что у противника исчерпан почти весь боекомплект глубинных бомб, подводники достают врага и вновь наносят беспрецедентно смелый и точный удар. Новая атака и еще одно судно на дне, а оставшиеся корабли противника в панике спешно покидают поле боя. Вот это по-нашему! Коку вновь приходится готовить победное блюдо для экипажа - жареного поросенка. Такова традиция. Радости и уверенности в себе и судне - хоть отбавляй.
Отслужив верой и правдой на Северном флоте, в октябре 1954 г. ПЛ по Северному морскому пути возвращается во Владивосток, в состав Тихоокеанского флота. 9 мая 1975 г. к 30-ти летию победы над фашистской Германией подлодка была установлена на Корабельной набережной г. Владивостока и открыта в качестве музея Тихоокеанского флота. Самая заслуженная подлодка в истории наших ВМС нашла теперь свой последний пирс на главной набережной города.
Желая оставить фотографии на память о посещении этой лодки, мы попросили мичмана-гида разрешение подняться по внешнему трапу на главную рубку. Радушно принимавший нас человек, опасаясь нагоняя от дежурного по штабу флота, не смог позволить этого даже симпатичным ему гостям. Понимая особенности его службы и не желая подвести человека, мы нашли компромисс в виде фотографии на трапе. Мы не стали смущать радушного хозяева субмарины и пользоваться своим положением, объясняя статус своей группы (на следующий день на катере командующего флотом мы отправлялись на знакомство с элитным спецназом - морскими котиками, хухураевцами, как их там называют, но об этом в следующей статье). Как-то не хотелось подставлять мичмана под недовольство начальства из-за собственных интересов.
Было просто приятно, что человек очень любит свое дело, море и флот. Душевный подъем от увиденного и осознание величия героизма наших моряков породили чувство гордости за свою страну и флот. Ну, а некоторые тайны пусть останутся для последующих поколений. Так даже интереснее...