Всё о медицине!
Главная Новости Статьи
Справочник болезней Общие заболевания Болезни 21 века Болезни детей
О нас
 
 
Навигация по сайту :

» Анатомия человека
» Здоровое питание
» Болезни сосудов
» Узи-галерея
» Половое развитие
» Полезные таблицы
» Целлюлит!

Тесты :

» Проверь свой вес
» Поражен ли Интернетом
» На сообразительность

Контакты :

» Написать на email


Игры с пробами



      Фото: Getty Images
      Олимпиада-2004, как рапортует Международный олимпийский комитет (МОК), стала важным шагом вперед в деле борьбы с допингом. Но, по мнению корреспондента "Ъ-Спорта" Афсати Джусойти, все достижения - временные. Ведь уже к следующим Играм наверняка появится допинг, об эффективности и сложности выявления которого сейчас и подумать страшно.
      
      АНТИДОПИНГОВАЯ АТАКА
       
      МОК еще после сиднейской Олимпиады, омраченной 21 допинговым скандалом, объявил настоящую войну практике применения спортсменами запрещенных препаратов. Чтобы перекрыть допингу дорогу в спорт, было решено действовать по двум направлениям: во-первых, ужесточить наказание за применение нелегальных субстанций, а во-вторых, обеспечить неотвратимость наказания. С первым МОК и Всемирное антидопинговое агентство (WADA) справились на отлично. Всем признанным МОК международным спортивным федерациям был навязан весьма жесткий Всемирный антидопинговый кодекс, который унифицировал санкции по допинговым случаям. Если раньше федерация могла сама назначить попавшемуся спортсмену срок дисквалификации, то теперь все гораздо проще: попался в первый раз - два года отлучения от спорта, во второй - пожизненная дисквалификация.
      
      Разве что футболу удалось сохранить определенную автономию. FIFA кодекс тоже подписала, но выбила себе право самостоятельно назначать сроки дисквалификации, отдав WADA лишь возможность опротестовывать эти решения в спортивном арбитраже в Лозанне. Но футбол - случай исключительный. Этому виду спорта Олимпиады, по сути, не то что не очень нужны, а еще и мешают. Ведь для любого приличного футболиста куда важнее участие в чемпионате мира или даже континентальном первенстве. Так что угроза исключить футбол из программы Игр (именно ею МОК и WADA продавливали сопротивление федераций, вынуждая их присоединяться к кодексу на кабальных условиях) здесь не сработала.
      
      Но в целом МОК вполне преуспел в устрашении спортсменов. За последние годы допинг-тестов провели столько, что сосчитать их практически невозможно. Антидопинговая борьба усиливается даже несмотря на то, что обходится в очень большие деньги. Ведь проведение одного теста стоит $1200 (это лишь затраты на сам тест - без учета стоимости оборудования и зарплаты персонала лабораторий). Только по ходу Игр в Афинах было проведено более 3500 проверок. Простым умножением получаем сумму $4,2 млн. И это только за 16 дней Олимпиады. Сколько уходит в год, сказать трудно, но, судя по всему, сумма стремится к цифре с семью нулями.
       
      ДОПИНГОВАЯ ЗАЩИТА
       
      Фото: AP, Как ни гонялись агенты WADA за Костасом Кентерисом, а допинг-тест взять у него не смогли
      Если с расширением антидопингового фронта МОК справился, то вот с неотвратимостью наказания дела обстоят не так радужно. Тут надо раз и навсегда уяснить: в современном мире спорт высших достижений просто немыслим без допинга. Есть, конечно, некоторые дисциплины, в которых применение запрещенных препаратов не имеет широкого распространения. Скажем, в теннисе или в игровых видах спорта использование допинга, конечно, имеет место, но все же не носит массового характера: употребление запрещенных субстанций имеет смысл лишь как мера для восстановления сил. Другое дело - виды спорта, требующие предельной силы и выносливости (тяжелая атлетика, большинство дисциплин легкой атлетики, гребля, велоспорт), причем в очень сжатый временной промежуток. Соревнования ведь в отличие от игровых видов очень скоротечны. Здесь, как говорится, не уколешься - не победишь. И события афинских Игр это в целом подтверждают.
      
      Кто попался на этой Олимпиаде? Например, греческий тяжелоатлет Леонидас Сампанис, завоевавший "бронзу" в весовой категории до 62 кг. Прокололся он на тестостероне - мужском гормоне. В его пробе содержание этого вещества было вдвое выше допустимого. Индийская штангистка Сингхбайам Санаманча была уличена в применении фуросемида, который и настоящим допингом назвать сложно: препарат оказывает мочегонное действие и используется для снижения веса. Наша тяжелоатлетка Альбина ХомичУзбекская толкательница ярда Ольга Щукина попалась на кленбутероле - хорошо известном анаболике. Ее коллега россиянка Ирина Коржаненко была уличена в употреблении станозолола и лишилась золотой медали. Другой чемпион - венгерский метатель диска Роберт Фазекаш, установивший в новый олимпийский рекорд (70,93 м),- тоже лишился "золота" и был изгнан из Афин. Правда, на применении допинга его поймать не удалось. По данным МОК, он сначала просто-напросто отказался сдавать пробы (что само по себе приравнивается к употреблению запрещенных веществ). А затем, когда стало очевидно, что допинг-тест неотвратим, попытался подменить пробирки с анализами. Этого оказалось более чем достаточно, чтобы МОК отобрал у венгра медаль.
      
      Этим, конечно, список попавшихся на допинге не исчерпывается. Другое дело, что большинство попалось еще до начала Игр. Накануне Олимпиады от участия были отстранены сразу пять штангистов - марокканец Уафа Аммури, молдаванин Виктор Числян, венгр Жолтан Кечкеш, индиец Пратима Кумари и турчанка Шабаз Суле. Всем инкриминируется применение тех или иных анаболиков.
      
      Теперь отвлечемся от силовых видов и перейдем к тем, что требуют выносливости. Буквально за пару дней до начала Олимпиады были дисквалифицированы ирландский стайер Кэтал Ломбард, швейцарский велогонщик Оскар Камензен, испанский гребец Ховино Гонсалес - все попались на эритропоэтине (EPO), или так называемом кровяном допинге. Если добавить к ним ряд американских легкоатлетов, отстраненных от участия в Играх еще раньше - в ходе формирования сборной США (чемпионка мира 2003 года в беге на 100 и 200 м Келли Уайт, серебряная и бронзовая призерка того же чемпионата и на тех же дистанциях Торри Эдвардс, звезда американского спринта Кристи Гейнс, третий номер мужской спринтерской команды Микки Граймс и другие известные спортсмены), получается, что улов у WADA очень неплохой.
      
      Но все же очень сильно картину подпортила история с греческими спринтерами Костасом Кентерисом и Катериной Тану. Напомним, что за два дня до начала Игр агенты WADA явились в Олимпийскую деревню, чтобы взять пробы у означенных спортсменов. Но на месте их не оказалось, и даже руководство греческой команды их найти не смогло. Так агенты и уехали ни с чем, заочно велев спортсменам, когда они найдутся, предстать перед дисциплинарной комиссией МОК. Но члены этого карательного органа так Кентериса с Таной и не увидели - они очень вовремя попали в ДТП. По версии самих спортсменов, около полуночи 11 августа они ехали на мотоцикле, Костас Кентерис не справился с управлением - и пара улетела в кювет. Ничего серьезного, отделались царапинами. Потом была долгая возня, в которую оказались замешаны как сами спортсмены и представители МОК, так и врачи госпиталя, куда их якобы доставили (были подозрения, что авария инсценирована), боссы греческой делегации и, конечно, журналисты. В конце концов греческих легкоатлетов все же вынудили отказаться от участия в Играх. Ведь выяснилось, что они избежали допинг-теста уже третий раз подряд и, что удивительно, несмотря на серьезное давление со стороны МОК, так и не прошли тест. А о том, каков мог быть его результат, свидетельствует такой факт: 21 августа греческая полиция учинила обыск в доме Христоса Цекоса, теперь уже экс-тренера Кентериса и Тану, и нашла 641 упаковку запрещенных препаратов. Вряд ли он копил их для собственного пользования.
      Фото: Getty Images, У греческого тяжелоатлета Леонидаса Сампаниса тестостерона вдвое больше нужного
      И что мы имеем в итоге? Костас Кентерис и Катерина Тану технично ушли от обвинения в употреблении допинга. Теперь их дело передано в Международную федерацию легкой атлетики (IAAF), которая должна назначить им наказание. Но дело в том, что даже злостное уклонение от прохождения теста не может быть наказано более чем годом отлучения от спорта. А если в IAAF посчитают, что в деле были смягчающие обстоятельства, то могут назначить и менее строгое наказание. Итак, ни у кого не вызывает сомнений, что греческие спортсмены употребляли допинг, но благодаря их хватке от наказания им, возможно, удастся уйти.
      
      Или вот еще один случай, в котором также оказались замешаны спортсмены из греческой делегации, хотя фактически речь идет об американцах - бейсболистах Дереке Николсоне и Эндрю Джеймсе Брэке, "натурализованных" специально под участие в Играх. Последний попался на стероидах, и с ним все ясно: дисквалификация на два года. А Николсон был уличен в применении диуретиков, но наказан он не будет. Дело в том, что еще на родине, в США, он "сделал" себе нужный диагноз, и диуретики ему просто прописали врачи. Так что формально WADA придраться не к чему, хотя все и понимают, что бейсболист здоров как бык.
      
      Вообще, уж слишком часто оказывается так, что спортсмен страдает каким-нибудь недугом, при котором прием запрещенных МОК препаратов ему показан врачами. Этим очень широко пользуются многие атлеты. Показателен пример норвежской лыжной сборной, в которой на Играх в Солт-Лейк-Сити чуть ли не все имели диагноз "астма" и получили полное право принимать такие запрещенные субстанции, как, к примеру, салбутамол, тербуталин, салметерол и их производные.
       
      ДОПИНГОВАЯ КОНТРАТАКА
       
      Фото: AP, Во время игр в Афинах было взято 3500 допинг-проб
      Ситуация, сложившаяся с допингом даже не на минувшей Олимпиаде, а вообще, несколько настораживает. С одной стороны, борьба с ним - и очень активная - все же ведется. С другой - давайте вспомним, на каких запрещенных субстанциях попадались спортсмены. Все эти препараты, скажем так, старье, способы обнаружения которого давно разработаны и тысячи раз опробованы. Взять ту же Ирину Коржаненко с ее станозололом. Это, простите, уже курам на смех. Если отвлечься от моральных аспектов проблемы допинга, то просто обидно за наших спортсменов становится. Ведь станозолол гарантированно обнаруживается даже в весьма посредственно оборудованных лабораториях, что уж говорить о суперсовременных, обслуживающих Игры. И, зная это, спортсменка вот так подставилась. Хотя сама она божится, что ничего запрещенного не принимала, и в знак протеста против лишения ее "золота" отказалась возвращать МОК медаль. "Дома на стене повешу",- лаконично заметила спортсменка.
      
      Странно то, что Коржаненко проверяли на внутрироссийских тестах и ничего не нашли. А ведь в России потратили на обновление антидопинговых лабораторий миллионы долларов. Промашка непростительная. И, как заметил глава антидопинговой комиссии Олимпийского комитета России Николай Дурманов, эта история, по всей видимости, будет стоить ему работы: "Я не буду подавать заявление об отставке - все что надо и без меня сделают".
      
      Что примечательно, все остальные случаи - такие же "древние". Новинок на допинговом направлении эта Олимпиада не выявила. Самый современный из препаратов, на которых попадались спортсмены,- это тетрагидрогестринон (THG), который антидопинговые чиновники впервые выявили в пошлом году. Сейчас его научились определять на ура. Да и случаев все же маловато. И что же получается? Выходит, спортсмены попросту бросили применять допинг? В это может поверить только очень наивный человек.
      Фото: AP, При обыске в доме Христоса Цекоса, теперь уже экс-тренера Костаса Кентериса и Катерины Тану, полиция нашла 641 упаковку запрещенных препаратов
      Дело скорее в другом - МОК и WADA попросту не поспевают за развитием фармакологической мысли. Собственно говоря, этого никто особенно и не отрицает. В докладе медицинской комиссии МОК пятилетней давности говорилось о скором появлении новых видов допинга. Это уже препараты, работающие не на биохимическом уровне, а на генетическом. Скажем, субстанции, которые приводят к увеличению красных кровяных телец и дарят человеку фантастическую выносливость. Или субстанции, воздействующие на ДНК и изменяющие ее таким образом, что наращивание мышечной массы становится довольно легким занятием. Тут очень вовремя подоспело сообщение из США: американские ученые открыли ген, условно названный "марафонским". Воздействуя на него, можно перестроить организм так, что в мышцах будет содержаться гораздо больше волокон, что дает супервыносливость и помогает сжигать больше жира. Пока эксперименты идут на мышах - грызуны с измененным геном в состоянии пробежать вдвое большую дистанцию, чем их "натуральные" собратья. Но ведь все опыты начинаются с мышей, а ученые уже говорят о том, что создание препаратов такого сорта для людей не за горами. Возможно даже, что какие-то сверхновые виды допинга уже появились.
      
      В любом случае через год-два, когда борцы с допингом подтянутся до нынешнего научного и технического уровня его разработчиков, станет ясно, на каких препаратах делалось то или иное достижение. Но и это все равно ничего не изменит. Ведь, закручивая гайки в борьбе с допингом, МОК лишь побуждает противную сторону к более активным поискам новых препаратов. Чем сильнее будет давление, тем изощреннее будет становится допинг. И в этой борьбе олимпийским чиновникам никогда не победить, потому что для спортсменов игра стоит свеч.
       
      ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДОПИНГА
       
      1968, Мехико
      667 допинг-тестов, один нарушитель
      В Мехико допинг-тесты были проведены впервые. Единственным уличенным спортсменом стал шведский пятиборец Ханс Гуннар Лиенвалль, который выступал в пьяном виде (в пятиборье алкоголь считается допингом).
      
      1972, Мюнхен
      2079 допинг-тестов, 7 нарушителей
      Главным допинговым героем Олимпиады в Мюнхене стал американский пловец Рик Демон, которого лишили золотой медали на дистанции 400 м за употребление эфедрина. 30 годами позже американский НОК признал свою вину в этом инциденте.
      
      1976, Монреаль
      768 допинг-тестов, 11 нарушителей
      Среди 11 спортсменов, пойманных на допинге на Олимпиаде в Монреале, не было ни одной пловчихи из ГДР. А зря. Позднее стало известно, что восточногерманские спортсменки, сенсационно выигравшие 11 золотых медалей из 13, принимали допинг все как одна, но об этом не знали: стимулирующие вещества им кололи под видом витаминов. Скандал состоялся только 22 года спустя. Медали остались при немках.
      
      1980, Москва
      645 допинг-тестов, ни одного нарушителя
      Московские Игры вошли в историю как единственная "чистая" Олимпиада в эру борьбы с допингом. Несмотря на суперсовременное оборудование, закупленное советской стороной для тестирований, ни одного нарушения выявлено не было. Впрочем, Игры 1980 года были особенными - из-за отсутствия советско-американского соперничества.
      
      1984, Лос-Анджелес
      1507 допинг-тестов, 12 нарушителей
      Главный скандал Игр в Лос-Анджелесе (на них не было уже советских спортсменов), как и в 1976 году, затронул целую команду и, как и в 1976 году, был раскручен не сразу. На этот раз в применении запрещенных препаратов уличили команду американских велогонщиков - через несколько месяцев после Олимпиады стало известно, что они принимали "кровяной" допинг, повышающий уровень гемоглобина. Спортсмены завоевали в Лос-Анджелесе 9 золотых медалей.
      
      1988, Сеул
      1598 допинг-тестов, 10 нарушителей
      Олимпиада в Сеуле стала первой в ряду Игр последних лет, омраченных очень громкими допинг-скандалами. Героем самого серьезного из них стал золотой медалист забега на 100 м и мировой рекордсмен канадец Бен Джонсон, в организме которого обнаружили станозолол. Джонсона лишили награды и дисквалифицировали на два года. Спустя пять лет вернувшийся на дорожку канадец попался снова и был дисквалифицирован пожизненно. Честно ли Бен Джонсон завоевал свое "золото" на той же стометровке в 1984 году, не установлено до сих пор. Станозолол во время сеульской Олимпиады переживал время своего зенита. На этом же препарате попался венгерский штангист Андро Шаньи. В результате венгерская команда снялась с соревнований в полном составе.
      
      1992, Барселона
      1848 допинг-тестов, 5 нарушителей
      Олимпиада в Барселоне ознаменовалась относительным затишьем. Серьезные проблемы были, пожалуй, только у легкоатлетов. В пробах американцев Джуда Логана и Бонни Дассе был обнаружен кленбутерол - средство против астмы, которое МОК относит к ряду стероидов. Оба были дисквалифицированы и изгнаны с Олимпиады.
      
      1996, Атланта
      1923 допинг-теста, 2 нарушителя
      Организаторов Игр в Атланте обвиняли в том, что они замалчивали допинговые скандалы. Возможно, поэтому Олимпиада 1996 года стала самой "чистой" со времен московской. Зато в Атланте были дисквалифицированы сразу несколько российских спортсменов - пловцы Нина Живаневская и Андрей Корнеев, бегунья Мария Транденкова, борец Зафар Гулиев. Всех их поймали на бромантане. Впрочем, впоследствии Международный спортивный арбитраж оправдал россиян, так как бромантан был включен в список запрещенных препаратов уже во время Олимпиады.
      
      2000, Сидней
      3200 допинг-тестов, 21 нарушитель
      Последняя Олимпиада XX века вошла в историю и как самая "допинговая". Самым громким скандалом стала история румынской гимнастки Андреа Радукан, которую за употребление псевдоэфедрина лишили "золота" в абсолютном первенстве.
      

Смотрите также:

 
© 2006 QEN.ru Все права защищены!
При перепечатке, ссылка на автора статьи и QEN.RU обязательна.